Рынок салонов красоты — один из самых динамично развивающихся не только в Украине, но и в мире. Если в 2017-м эксперты оценивали его в 128 миллиардов долларов, то к 2024-му прогнозируют рост до 190 миллиардов. Почему так, спросите вы? Спрос на бьюти-услуги ожидаемо меняется, однако стабильно растет. Ведь именно в салонах красоты люди расслабляются и хотя бы несколько часов отдыхают от работы, суеты и ожидающих их за стенами заведений трудностей и проблем. Сегодня поход на стрижку или маникюр превращается в такой себе мини-отпуск.
Что же изменилось в последние годы в бьюти-тенденциях, а что незыблемо? Самой популярной салонной услугой во всем мире по-прежнему остается стрижка. А вот новых тенденций появилось сразу несколько:
Открывается все больше студий, ориентированных на одну конкретную услугу. Например, коррекцию и окрашивание бровей или исключительно маникюр и педикюр.
Трудно сосчитать количество МАФов, где вас без труда подстригут за 30 минут, и точек экспресс-маникюра в больших торговых центрах. И те, и другие пользуются большой популярностью.
Например, детские салоны красоты, где красят, укладывают и одевают маленьких принцесс.
Среди мужского пола уже не является чем-то постыдным регулярно ходить на маникюр или стрижку. А салоны красоты уловили и развивают эту тенденцию в своих стенах.
Безусловно, бьюти-центром и городом, на который приходится 45% салонного рынка, остается Киев. Салон красоты, бьюти-студия, nail-студия, brow bar — в столице не счесть подобного рода бьюти-заведений.
Мы расспросили владельцев киевских салонов Ноа Кременчуцкую, Нию Никель и Александра Биду о том, как они стартовали в сфере красоты, какие сложности встречали и куда планируют двигаться дальше.
Я до сих пор, кажется, не знаю, готова ли я строить свой бизнес. Но он как-то строится. По образованию я психолог. А вот ремесло, которое получила, — визажист. Это был где-то первый курс университета или одиннадцатый класс школы, когда я подумала, что хорошо бы иметь профессию. Такую, чтобы что бы ни случилось и куда бы ты ни поехал, она всегда была с тобой. Я начала, у меня хорошо получалось, а пиком пути как визажиста стало третье место во Всеукраинском конкурсе визажистов по боди-арту и стилю. После этого я переехала из Днепра в Киев.
Моя бабушка любила повторять: «Не я должна красить, а меня должны красить». Думаю, это большой стереотип. Неважно, ты кого-то красишь или красят тебя. Это не влияет на то, какой ты человек и насколько ты успешен в глазах общества и своих глазах.
5 лет назад я пришла к своему первому партнеру и сказала, что у меня есть идея открыть салон красоты. Я выросла в салонах красоты, знала, как это работает, и понимала, что то предложение, которое мы сделаем в KOKO, не предоставляет в Киеве никто. Это был быстрый сервис, когда тебе за полтора часа делают маникюр, педикюр, укладку, брови и все остальное. Тогда уже появились быстрые недорогие укладки и макияжи, но с ногтями была проблема.
До этого я открывала магазины, работала в Happy Socks. Это шведская, а на сегодня уже мировая чулочно-носочная компания, которая относится к fashion. Именно я привезла их в Украину и стала дистрибьютором по всей стране.
Однажды я пришла продавать носки к тогда молодому, однако амбициозному дистрибьютору, который имел портфель брендов Ugg Australia. Они пригласили меня работать: управлять компанией. Вместе с ритейлом я решила открыть свой бизнес, а уже вместо со своим бизнесом занималась консалтингом и делаю это до сих пор. Однако сейчас сфера консалтинга расширилась. Теперь это не только ритейл, но еще и бьюти-сфера.
Это был конец 2014 года, декабрь, шла война. В пятницу мы подписали договор аренды с долларом по 11, в понедельник доллар был по 17, во вторник — по 18, а в последующие недели — уже по 24. Когда мы закупали строительные материалы, то даже «Эпицентр» не давал фактические цены. Цены постоянно менялись. Некоторые магазины ставили цены в долларах. Вот это было сложно. В марте ко мне подошел муж моего партнера, и сказал, мол давай подумаем, как закрыться. Я ответила, зачем закрываться, если все будет хорошо.
Главные сложности были обусловлены временными рамками, в которые мы попали. А так — ни больше ни меньше, чем у каждого. Мне непросто говорить о сложностях. У меня особенное восприятие: я не особо чувствительна ко внешним сложностям.
Моя минимальная оценка — это оценка стоимости ремонта помещения. Соответственно, исходные данные — квадратура, качество помещения, которое вы берете, и аренда. Если вы открываете бьюти-киоск в торговом центре, то это 3-5-7-10 тысяч долларов. В зависимости от района и оборудования. Если же вы открываете салон, то это от 20 до 40 тысяч. Опять же в зависимости от сегмента и того, сколько вы вложите в ремонт и материалы. Я предпочитаю в стены не вкладывать. Наиболее важны оборудование, материалы и удобство клиента. Мне нравится открывать классные, яркие и нестандартные салоны и, я надеюсь, у меня это хорошо получается.
Помещение, как мы знаем, это 50 процентов успеха. Первый салон КОКО находится на улице Хорива, там два этажа и очень активное место. Почти за 5 лет рядом появилось множество красивых ресторанов и кофеен.
Было у нас было два плохих помещения: полуподвал на Михайловской, который мы закрыли и приняли решение, что в полуподвал никогда не пойдем. Точнее я уже больше не пойду. Мы с партнером расстались после 3 лет совместной работы. Она не хотела развиваться, а я хотела. Классическая история, которая научила тому, что партнерство — не моя форма ведения бизнеса. Хотя я всегда стремлюсь к партнерству, к примеру, в отношениях.
Потом я уже самостоятельно выбрала помещение на Большой Васильковской напротив бизнес-центра «Торонто-Киев», рядом с костелом. Это тоже был первый этаж, и я тоже его закрыла. Потому что цоколь, потому что сложно работать и на раскрутку уходит больше времени. Люди не хотят идти под землю.
Также очень важны условия, на которых ты подписываешь договор аренды, и арендодатель, с которым ты будешь коммуницировать. Именно с арендодателем нужно выстраивать хорошие партнерские отношения.
От умственных способностей собственника бизнеса и от усилий, которые он вкладывает. А уже после — от договорных условий с мастерами и стоимости закупки. Рентабельность — это же простые очень цифры. Соответственно, есть формулы, по которым выстраиваются все расходы в общей системе доходности. От того, превышаете ли вы одни и те же показатели либо не превышаете, зависит рентабельность. Все очень просто: есть процентное соотношение оборот-расход. Вот вам рентабельность.
Тяжело искать профессионалов. Точка. В сфере красоты, в сфере IT, в сфере журналистики... С профессионалами туго. Хотя я считаю, что качество индустрии и качество специалистов сильно повысилось. Хорошо бы, чтобы качество человеческих отношений на работе тоже повысилось. Но это путь, по которому мы идем. Путь клиентского сервиса.
Раньше какие-либо проявления относительно клиентской заботы воспринимались мастерами как личное неуважение. Например, 4 года назад мастер говорил: «Я что вам хирург, чтобы надеть перчатки!». Сейчас уважение мастеров к себе стало выше. Если бы еще научились уважать собственников бизнеса и клиента, то вообще было класс. Сфера красоты непростая. Есть много моментов, но их ни больше и ни меньше, чем в другой сфере.
Инстаграм, Фейсбук, наружная реклама в виде листовок. Раньше мы использовали оклеивания красивыми плакатами, но их начали безжалостно снимать. Сейчас аккуратно распространяем секретные QR-коды.
Люди приходят в салон, советуют нас другим. Очень важна витрина. К нам часто ходят артисты, они благодарят салон через социальные сети. Google, SEO... Никаких секретов нет. Просто должен быть комплексный и постоянный анализ разных каналов. Важен разумный подход ко всему. В том числе и к каналам продвижения.
Мы — про простоту жизни, про услугу и про честную цену, а не про атмосферу.
КОКО — место для всех. К нам нравится приходить, потому что все по любви, а не по запросу.
Я бы хотела вернуться к продаже франшизы. У нас есть несколько положительных опытов продажи.
А в дальнейшем хочу открыть другой большой салон, который бы специализировался на волосах. Это направление, которое мне очень интересно. Там есть деньги. Я уже поняла, как работать с монопродуктом. Им стали ногти. Сейчас хочу сделать такой же знаковый проект, но уже связанный с волосами. И, как уже говорила, сконцентрироваться на продаже франшизы. Так что кто хочет стать обладателем своей мини бьюти-империи, камон!
На самом деле желание было всегда, но не было возможности. Мой первый бизнес оказался неудачным. Это была доля в Keller bar. Я была слишком юна, партнеры на тот момент (сейчас клуб принадлежит другим людям, настоящим профи и невероятным специалистам) наделали долгов, и я с этим не справилась. Потеряла 3 тысячи долларов. Это при курсе 8 и ЗП 6000 гривен в месяц. Было очень больно, я долго отдавала долги и после этого долго боялась начинать. Потом познакомилась с Катей (этой мой партнер по «Притону Красоты») и решила, что с ней готова хоть в огонь, хоть в прорубь.
Я поменяла около 8 профессий: от директора логистического отдела до видеопродюсера и PR-щика. PR-ом я занимаюсь до сих пор, к слову.
Как я понимаю, не очень сложно, но мы сразу начали работать с юристом и все делать через него. Ещё название не придумали и место не нашли, а юрист уже все оформлял и работал над лицензиями и другими документами.
Мы начинали с 6 тысяч долларов. Сейчас думаю, что это 8 тысяч, не больше.
Мы выбирали по таким параметрам:
Трудностей с поиском не было. Первое помещение было найдено за неделю.
Очень. На самом деле мы буквально сейчас вышли на идеальную команду. Все 4 года учились и понимали как это делать.
Не останавливать обучение и развитие своих способностей. Худшее, что может быть, — это мастер без амбиций и желания развиваться и творить.
У кого как. У кого-то — процент, у кого-то — ставка. Наша система оплаты — ставки за окрашивание плюс бонусы за сложность работы и продажи.
Мы не работаем на поток. Наша цель — не рубить деньги, а создавать шедевры. Наши мастера — в первую очередь, друзья. Мы не отпускаем гостей, пока они не скажут, что счастливы и довольны результатом.
Мы не знаем. Если честно, мы не ориентируемся на гонку с кем-то, мы ориентируемся на наших гостей и их друзей. Чтобы им нравилось и они хотели ходить к нам.
Фейсбук, Инстаграм, сайт, статьи в СМИ. Сейчас думаем в сторону TikTok.
В будущем хотим открыть студию в Берлине, а сейчас запускаем свою линию косметики.
Желание пришло случайно, когда я перестал работать в салоне и начал стричь на дому. Тогда один из моих товарищей предложил взять в аренду небольшую парикмахерскую недалеко от Центрального автовокзала в Голосеево. Она называлась TRASH и вскоре стала культовым местом. Там висел велосипед вверх ногами, на котором продавались сумки, была галерея картин, а на 13 квадратных метрах иногда тусовалось до 10 человек. При этом мы и стригли, и выпивали, и даже курили кальян. Когда все это стало набирать обороты, пришло понимание, что необходимо расширяться и строить что-то правильное, концептуальное, уже подходящее для того комьюнити, которое у нас собиралось. Так я решил создать BIDA Hair Project.
Я всегда был парикмахером. Не считая того, что в школе работал слесарем и чинил в гараже мотороллеры и мотоциклы, а еще занимался стройкой и был клоуном в пиццерии.
Первая и основная сложность — то, что у меня не было никакого образования в плане построения бизнеса, финансов и всего прочего. Все это полностью происходило на интуитивном уровне. Первые полгода почти не велись никакие отчетности. Было сложно и непонятно, что делать. К тому же сформированная команда со временем распалась, постепенно строилась новая.
Для человека творческого считать деньги максимально сложно. Нужно нанимать специалиста, который будет этим заниматься, а не пытаться делать самому.
Минимальную сумму назвать сложно. Можно построить дешевый салон где-то на райончике такого плана, как моя первая парикмахерская. Двадцати квадратных метров достаточно, чтобы поставить 2 кресла и мойку и уже принимать людей. Так можно и в тысяч 5 долларов уложиться. Чтобы открыть концептуальный салон с хорошей мебелью и приемлемым ремонтом, придется выложить не менее 10 тысяч долларов.
Оборудование — это как минимум мойка и парикмахерские кресла, если вы открываете салон только с парикмахерскими услугами. Если же брать более обширный перечень услуг стандартных салонов красоты с маникюром, косметологией и прочим, тогда нужны отдельные комнаты и кресла для косметологов, стулья, лампы и свет для маникюра и кучу всяких мелочей. Сегодня набирают большие обороты моносалоны с одним определенным направлением. Да, безусловно, маникюр неплохо иметь при парикмахерских услугах, но тогда фокус внимания рассеивается и уже сложнее собрать команду.
Мне нужно было помещение одним большим плэйсом. Я не хотел отдельных зон и разделения людей: когда клиенты ожидают в одной комнате, выпивают в другой, курят в четвертой, стригутся в пятой, а моют голову в шестой. Так часто делают в других салонах. Мы искали помещение, где бы все было одним большим залом, чтобы люди смогли общаться друг с другом, находясь в любом процессе. Это было сложно, так как в основном все помещения поделены на комнаты и необходимо делать перепланировку. Плюс мы искали помещение в центре, да еще и подвальное, а одна из трудностей подвальных помещений — канализация. Чаще всего ее нет, и необходимо ставить дополнительный насос. Мы долго пытались найти помещение с человеческой канализацией. Но в итоге я сдался и согласился поставить насос.
В первую очередь, от команды. Важно собрать команду, которая будет двигаться к одной цели и желать работать не для того, чтобы только заработать денег, а чтобы сделать качественную услугу.
В наше время это достаточно сложно. Сегодня все хотят зарабатывать много и работать мало. А после карантина еще и стала распространяться работа на дому. К тому же сейчас появляется много коворкингов-парикмахерских. Люди набивают себе клиентуру и уходят туда. Поэтому я считаю, что рентабельность при любых обстоятельствах зависит от команды.
Тяжело отыскать мастера, который действительно профессионал. Потому что все профессионалы уже закреплены в салоне, где им дали хорошие условия, и не хотят оттуда уходить. Либо работают сами на себя, создают команды и пытаются открыть свой бизнес.
В основном салоны работают с мастерами на процентных условиях. Везде разные договоренности. У каждого мастера свои процентные ставки в зависимости от времени его работы, того, что может предложить салон, на каких условиях работает салон, какие цены в салоне и т.д.
Для мастеров важно, чтобы в салонах предоставляли обучение, была возможность развиваться и творить. Чтобы их ни в коем случае не замыкали в рамки и позволяли им двигаться в том направлении, в котором они хотят. Если ваши с мастером направления совпадают, тогда все счастливы и рентабельность вашего бизнеса растет.
Мы кардинально отличаемся от конкурентов. Потому что BIDA Hair Project — абсолютно нестандартный салон. У нас нет вывески: мы расположены скрытно, как спикизи бары. BIDA Hair Project — такая же спикизи парикмахерская, которую можно найти только по звонку. Узнают о нас только от людей, которые здесь были раньше, или из рекламы в соцсетях. Мы, в первую очередь, в благо человечества, а не на заработок денег. Этим мы и отличаемся.
Раньше я говорил, что конкуренция в Киеве растет с каждым годом. Сейчас мне кажется — с каждой неделей. Этот поток немного приостановил карантин, но, я думаю, ненадолго. Когда-то было модно быть диджеем или фотографом, сейчас модно быть парикмахером, а еще больше — барбером. Сегодня каждый третий-четвертый — это барбер, и, как ни крути, они составляют нам большую конкуренцию. Потому что салоны часто открываются прямо в доме твоих постоянных клиентов, рано или поздно ему станет неудобно приезжать к тебе на заданное время, и он просто спустится на лифте в своем доме и сходит туда.
Это блогеры и так называемые лидеры мнений, а также Google-реклама. Люди по-прежнему ищут, где постричься в Гугле, и ваш рейтинг в Гугле помогает привлечь новых клиентов. Плюс существуют сотни площадок, на которых можно размещать свою рекламу на условиях, которые эти площадки предлагают.
В наших планах — школа и открытие как минимум еще одного места на Левом берегу. Конечно, хочется еще открыться в Одессе, Львове и других странах.
Напомним, что ранее мы рассказывали о барбершопах столицы, в которые мы советуем записаться.
Читать больше