Мы хотим, чтобы наши спектакли приводили к размышлениям: интервью с художественным руководителем Малого театра Дмитрием Весельским

28.12.2019
380
3828
Мы хотим, чтобы наши спектакли приводили к размышлениям: интервью с художественным руководителем Малого театра Дмитрием Весельским

Менее трех лет назад Малого театра «не существовало». Он скитался по арендованным площадкам и не имел собственной кассы. Однако все изменилось с приходом нового руководителя Дмитрия Весельского. Малый театр нашел дом, перезагрузился и радует зрителей спектаклями.

На днях мы заглянули туда и расспросили Дмитрия о первых достижениях, миссии театра и спектакле "Маклена Граса", премьера которого состоится уже 31 января.

Закончено
Театр

Маклена Граса

Пт 31 янв 19:00-07:00

Около трех лет назад вы стали руководителем Малого театра. Вероятно, у вас были определенные ожидания. Оправдались ли они?

Ожидания частично оправдались. Реальность всегда вносит коррективы в планы и фантазии. Поэтому мне пришлось столкнуться со многими обстоятельствами, которых я не мог предвидеть или представить.

По специальности я театральный режиссер. И то, что касается миссии художественного руководителя театра, для меня несложно. А вот директорство, хозяйственная и административная деятельность из-за отсутствия опыта и понимания этой сферы дается сложнее. Пришлось учиться с нуля.

Что уже удалось воплотить в Малом?

Во-первых, мы просто появились. Три года назад произошла полная перезагрузка Малого театра. Она связана с тремя факторами. Во-первых, полностью сменилось руководство. Во-вторых, как следствие этого, сменилась основа творческого коллектива – актеры. В-третьих, театр наконец получил помещение. До этого Малый арендовал площадки и не работал на открытую кассу.

Собственно, три года назад мы появились на театральной карте Киева.

Я осмеливаюсь так считать, потому что до этого театр мало кто знал. Вообще попасть в Малый было невозможно, потому что на его спектакли приглашались учащиеся целыми классами, а показывали в основном школьную классику.

Три года назад о нас узнали. Сейчас в Малом, во-первых, аншлаги, а во-вторых, мы активно участвуем в фестивалях и конкурсах.

Я доволен тем репертуаром, который удалось создать за эти годы. Во-первых, количеством – сейчас у нас 12 спектаклей. За три года и не имея дополнительных финансовых вливаний – мне кажется, это неплохо. Во-вторых, качеством. Думаю, все наши спектакли – это неплохой театральный продукт.

Расскажите, как обжились в новом доме.

Максимально не просто, но очень классно. Это помещение не приспособлено к театру. Здесь не было ни стульев, ни сцены, ничего. Финансового ресурса сделать из этого помещения театр не было. Он, возможно, появился бы, но нужно было ждать. В то время как новая амбициозная команда была полна энергии приступать к работе здесь и сейчас. Поэтому мы решили не ждать денег: актеры собственноручно по ночам, потому что днем ​​репетировали, все красили и мастерили.

Конечно, помещение и сейчас нуждается в капитальном ремонте. Наша площадка и по техническим возможностям, и по количеству аппаратуры оставляет желать лучшего. Но тем не менее мы работаем.


Ваш театр взял курс на мультикультурность. Почему так? Что, кроме спектаклей, здесь проходит?

Мне кажется, современный театр в любом случае выходит за рамки формата с четвертой стеной. Поскольку в принципе любое направление искусства сейчас синтетическое. Постмодернизм предполагает смешение жанров. Все прогрессивные театры, которые мыслят современно, априори являються мультикультурными.

У нас, кроме спектаклей, постоянно проходят читки современной драматургии и прозы, лекции и мастер-классы. Два сезона в Малом успешно шел уникальный проект Ильи Пелюка «Ночь с ...». Мы приглашали театральных звезд и в присутствии зрителей делали с ними развлекательно-информативные интервью: «издевались» над звездами, дурачились и импровизировали с ними.

Проходили у нас и музыкальные концерты на террасе. Кроме театральных ивентов, в Малом происходят и другие, близкие нам по идеям и смыслам.

Какие спектакли сейчас собирают больше зрителей?

Как всегда, чаще всего звонят и спрашивают: «А что у вас комедия?». Словосочетание «культурно отдохнуть» до сих пор актуально и всегда будет актуальным. Так как все хотят сбежать куда-то от реалий, чтобы расслабиться после тяжелого рабочего дня. Очевидно, этот продукт пользуется спросом. Хорошо, что мы можем позволить себе не только такой формат.

Поскольку Малый – это абсолютно камерная история, мы создаем спектакли, в которых миссия развлекать не единственная.

А какая, по вашему мнению, миссия театра? Учить или развлекать?

Миссия театра однозначно не развлекать, как по мне. Точнее, развлекать – это одна из составляющих. Если ставить себе только такую ​​задачу, то я не нахожу в этом слишком много смысла. И тем более при существовании стольких других направлений искусства, в которых это единственная цель.

Театр – все-таки вещь сложная, вещь о новом опыте, о возможности получить такие эмоции и переживания, которые затем конвертируются в выводы. Эти выводы люди не смогут получить в повседневной жизни, но могут в этой повседневной жизни их использовать. Через призму того, что они увидели, услышали, узнали и пережили.

# всепочинаєтьсязмалого. А с чего начинается Малый?

Наш театр начинается с личностей, которые в нем работают. С команды. С единомышленников.

За чем стоит идти в Малый театр?

Во-первых, за живым общением, во-вторых, за размышлениями. По крайней мере нам бы этого хотелось. Чтобы наши спектаклии приводили к размышлениям и – как следствие – к развитию.

Почему обратились именно к пьесе «Маклена Граса»?

У меня есть мечта. Когда-нибудь, надеюсь, я ее осуществлю. Я хочу сделать другой спектакль Кулиша – «Патетическая соната». Это одна из пьес, которые давно находятся в моем режиссерском карманчике. Но она, как по мне, требует большой сцены и больших финансовых затрат.

А в рамках Малого театра мы остановились на «Маклена Граса», поскольку она не менее актуальна сейчас. В каждом слове мы находим параллели с современностью. Так как условия, в которых находятся персонажи, это политический, культурный и экономический кризис. И именно такую ​​параллель мы проводим с настоящим.

События в пьесе происходят в тридцатые годы в Польше, когда у нас уже полностью установлена ​​советская власть, а там еще расцвет политических изменений. Чтобы не говорить прямо, Кулиш выбирает другую страну, но по сути рассказывает о наших реалиях.

Победа популизма, вера в чудо, вера в то, что кто-то или какая-то идеология изменит твою жизнь и сделает тебя счастливым, то, как массово на эти слова покупаются люди и снимают таким образом с себя ответственность. Это тоже то, что сейчас удивительно актуально в нашей стране. С другой стороны, сегодня, работая над пьесой и исследуя персонажей, мы понимаем, что доверие этому популизму – это соломинка, за которую они хватаются, ведь их жизнь непростая.

Тем не менее пьеса интересна и тем, что мы знаем, чем все закончилось. Мы знаем про 70 лет СССР и говорим о том, как это произошло, откуда взялось и родилось. Это еще и историческое исследование.

Кулиш не знал, что будет, но писал и интуитивно чувствовал. Ведь это его последняя пьеса. Через год он был арестован, а через несколько лет расстрелян. Но тем не менее он свято верил, что те изменения, которые происходили, правильные. Пьеса написана с этой позиции. С позиции человека, который все-таки надеется. Пьеса Кулиша заканчивается оптимистично. Но мы знаем, что этот оптимизм не был оправдан.

На какие размышления должен натолкнуть зрителя спектакль «Маклена Граса»?

Все, что я до этого говорил, больше касается антуража, обстоятельств. Глобально наш спектакль будет не об этом. Он, как всегда, будет о любви. Не о романтичной любви, а о любви к человеку, гуманизме. И о поиске места этой любви во времена таких максимально заостренных социальных конфликтов.

Есть ли место добру и любви в человеке в таких обстоятельствах? Наш спектакль должно натолкнуть именно на такие мысли.


ГАЛЕРЕЯ

Фото: Елена Колесникова

Отзывы Отзывы про организатора 0

Оставьте свой отзыв