Творческое объединение "Витряк": режиссеры, "инфицированные" актерским мастерством

02.03.2019
159
3442
2
Творческое объединение

Знакомьтесь, творческое объединение режиссеров, "инфицированных" актерством, под названием "Витряк". Их всех взрастил (а некоторых — взращивает и до сих пор) университет имени Ивана Карпенко-Карого. Они из разных выпусков, однако с одной мастерской под руководством Василия Петровича Витера и Виталия Владимировича Савчука.

Kyivmaps побывали на дебютном спектакле объединения "Безталанна. Нездійсненне" по пьесе Ивана Карпенко-Карого, набрались кучи впечатлений и решили поближе познакомиться с "Витряком". Наша беседа — с художественным руководителем объединения Василием Петровичем Витером и исполнителем главной роли Гната Арсением Бортником.

Почему и как "инфицированы" актерством

Василий Петрович Ветер: Еще при поступлении на режиссуру абитуриентов испытывают на актерское мастерство, ведь режиссура без понимания, что такое актер, очень однобока. На этом этапе они сдают экзамен на то, способны ли к мастерству актера. Потом, в самом университете ребята поступают в мастерские, которые возглавляют мастера. А у мастеров уже есть план воспитания этих режиссеров, и одно из главных звеньев воспитания — именно мастерство актера.

Дело в том, что мастерство актера в нашей мастерской преподает выдающийся актер и выдающийся педагог — Виталий Владимирович Савчук. Меня с ним объединяет имя Леся Курбаса. Поскольку в свое время я учился у ученика и соратника Леся Степановича Курбаса Михаила Полиевктовтовича Верхацкого, а затем у его учеников Виктора Кисина и Николая Мерзликина. А преподавателем Виталия Владимировича Савчука была жена Леся Курбаса Валентина Чистякова. И хотя учились мы в разных городах, этот совместный курбасовский дух очевиден. Думаю, что "инфицирование" проходит именно через живое общение с таким выдающимся мастером, как Виталий Савчук. В частности, проект "Безталанна. Нездійсненна" был такими "инфицированными" создан.

Почему обратились к классической драматургии

Василий Петрович Ветер: Классика дает три основных вещи. Во-первых, это платформа драматургии, проверенная временем. Можно сейчас выпустить очень смешную пьесу, например, о выборах президента. Но в апреле такая пьеса станет и несмешной, и ненужной. Если, конечно, это сделает не гений.

Классика проверяется временем. Она доходит до людей разных поколений, и через сто лет, и через триста. Мы знаем примеры античной драматургии, которая интересна сегодняшним людям, там затронуты темы, волнующие всех во все времена. Более того — это дает особое единение с теми поколениями, которые тоже смотрели эту пьесу.

Во-вторых, классика — это погружение в какой-то свой особый мир, мир того времени. В частности, в нашем проекте "Безталанна", это мир Украины второй половины XVIV века. Когда мы углубились туда чисто документально, то увидели многое неоткрытого и совершенно неправильно трактованного.

Неправильно трактованного нашими предшественниками, которые ставили эту пьесу. А ставили ее очень много раз. Наша задача — погрузить зрителя в мир, в который мы поверили. Чтобы зритель не только сопереживал героям, но и углубился в тему и проживал в ней определенное время после спектакля.

Ну а в-третьих, выбирать классику — это художественный вызов самим себе. Мы знаем "Безталанну", которая ставилась в конце XVIV века корифеями, знаем, как играла Заньковецкая, Садовский, Кропивницкий, видим, что это был художественный подвиг. И думаем, сможем ли мы дотянуться к этому, бросим ли вызов самим Садовскому и Заньковецкой. Это мотивирует на определенный поиск и творческое соревнование. Соревнование, которое работает в сферах более высоких. Соревнование настоящего искусства.

Об отзывах и открытиях во время и после спектакля

Василий Петрович Ветер: Меня удивило, что на семи спектаклях, которые уже прошли, ни один зритель не ушел, все досидели до конца. Обычно люди заняты, всегда спешат, могут сказать "ну, я всё понял" и тихонько в антракте уйти. Они говорят: "Мне время дороже денег за билет". Наши билеты довольно дешевые, но я не видел, чтобы кто-то ушел.

Со временем открываем спектакль и мы сами, те, кто его создавал. Он вдруг начинает дополнительно светиться. То, что мы долгое время репетировали, начинает прорастать. Это живой организм. Особенно показательно то, что в последнем спектакле у нас появилась настоящая импровизация. Актеры почувствовали определенную свободу, они начали жить на сцене. Это редкое явление, которое вы не всегда увидите в театре.

Кроме того что актеры имеют определенную школу, они еще и пускают себя в такие расходы, человеческие и духовные. На первых спектаклях Арсен жаловался, что он полностью опустошен. Это уже потом появляется наработанная привычка к таким сильным психологическим нагрузкам.

Почему обратились к классической драматургии

Арсений Бортник: В конце концов любой театр становится странствующим. Мы стоим перед тем, что рано или поздно надо будет отрываться от Киева и ехать на гастроли. Но необходимо придумать, как это воплотить. Пока мы очень ограничены. Наш проект — некоммерческий. Мы не ставим цель заработать миллион. Точнее ставим, но позже.

О возможностях, которые открываются режиссерам-актерам

Василий Петрович Ветер: Все актеры "Витряка" — режиссеры. У них не стоит задача просто быть актерами в "Витряке". Наоборот, они шире смотрят на проект. Хотят на его базе еще и снимать фильмы, ведь именно это их основная профессия. Заниматься телевидением и интернетом. У них много всевозможных идей, другие планы, о которых, я так думаю, вы узнаете быстрее, чем о новой постановке.

Арсений Бортник: Мне кажется, это может быть нашей фишкой. Все из одной мастерской. Все долго жили вместе. Даже если не учились на одном курсе, все равно знаем друг друга.

Есть традиция, когда ты выходишь из университета, то приходишь на все экзамены, если есть свободная минута. Видишь тех, кто учится, общаешься с мастерами, снимаешься в курсовых работах.

Мы — объединение не просто каких-то людей, а именно режиссеров, которые могут и играть, и снимать, и разработать пилоты каких-то программ. Это открывает много возможностей.

Василий Петрович Ветер: Самая главная возможность — то, что они доверяют друг другу и могут проверять друг на друге свои идеи. Фактически наши нынешние художники зациклены только на самих себе. А это не всегда хорошо. Потому что наша профессия, режиссура, многокомпонентная.

Каждый смотрит на вещи со своей точки зрения, у каждого свое мнение, и мастерской годами выработалась традиция говорить друг другу правду в художественном плане. Даже резкую правду, на которую в обычной жизни ты бы обиделся и считал бы этого человека врагом. А у нас нет врагов.

Актер, как правило, мыслит эгоистично. Мыслит своей ролью. Это его природа. Редко какие актеры мыслят спектаклем. Только режиссер мыслит всей картиной. В "Витряке" делают многое из того, что другие актеры, я убежден, никогда бы не сделали. Делают не в пользу своей роли, а в пользу самому спектаклю.

 

Закончено
Театр

Безталанна. Нездійсненне

Вс 10 мар 19:00-21:45

 

Отзывы Отзывы про организатора 0

Оставьте свой отзыв