Перейти в онлайн или переждать: как переживают карантин киевские театры

15.04.2020
446
4184
Перейти в онлайн или переждать: как переживают карантин киевские театры

Строгий карантин перечеркнул планы и столичных театров: новая реальность заставила их перейти в онлайн и перенести представления на неопределенный срок. Что ждет театральную культуру в будущем и как адаптируются к сегодняшним событиям Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко, Национальный академический Молодой театр, Национальная опера Украины, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра и театр «Золотые Ворота» в нашем следующем материале.


МИХАИЛ ЗАХАРЕВИЧ
генеральный директор-художественный руководитель Национального академического драматического театра им. Ивана Франко:


Как театр адаптировался к карантинному режиму?

В первые дни после объявления карантина мы еще надеялись, что сможем играть спектакли на Камерной сцене и продолжать репетиционную работу (готовили сразу три премьеры: «Украденное счастье», «Крум», «Сирано де Бержерак»). Однако скоро стало понятно, что театр приостанавливает всю свою работу. Сейчас большинство сотрудников работают удаленно. В первый день объявления карантина мы составили график переноса спектаклей (поэтому наши зрители «не потеряли свои представления», а отложили их посещения во времени). Учитывая, что репертуар у нас был составлен по май, эти переносы были достаточно сложными. Так же в первый день мы составили график онлайн-трансляций спектаклей прошлых лет.

Как сейчас происходит общение с аудиторией?

Общаемся по телефону (если вопрос касается билетов или репертуарных планов) и в социальных сетях. На YouTube-канале каждые 3 дня транслируем представления, а в Instagram проводим прямые эфиры с актерами нашего театра. Стараемся выкладывать отрывки из спектаклей действующего репертуара, неизвестные фотосессии из-за кулис и архивные материалы. Наш театр имеет огромную историю и достаточно серьезные архивы, поэтому пока нехватки материалов не ощущаем.

Каким образом пандемия повлияет на театральную культуру в будущем?

Обо всей культуре мы говорить не в праве. Можем говорить только за себя. Финансовые потери Национального театра Ивана Франко за месяц составляют до 4 миллионов гривен. Если карантин продлится до июня, театры будут неплатежеспособны и не смогут не только ставить спектакли, но и оплачивать коммунальные расходы. Безденежье зрителей повлияет на реализацию билетов. Театры будут вынуждены снижать цены на билеты, и это негативно повлияет на выпуск новых спектаклей. Сегодня мы вынуждены перенести премьеры, запланированные на апрель, а это, в свою очередь, повлияет на весь график выпуска спектаклей, который распланирован не на один месяц вперед. Вынуждены отказаться от проведения Международного театрального фестиваля, на который пригласили лучшие Национальные коллективы Европы и который посвящали нашему 100-летию. Так же отказались от зарубежных гастролей и гастролей по Украине.

Театр онлайн быть или не быть?

Театр онлайн — это практически единственный положительный результат карантина для театров. До сих пор мы не имели необходимости выходить с нашими представлениями онлайн, но опыт сегодняшнего дня, внимание зрителей именно к видеопродукции говорит о том, что это направление чрезвычайно перспективно. Театр планирует развивать его и по завершении карантина. Ведь есть немалое количество зрителей, у которых нет возможности посетить наш театр вживую.



СТАС ЖИРКОВ
директор-художественный руководитель Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра:


Как театр адаптировался к карантинному режиму?

Работаем. Темпы бешеные. Да, вживую не репетируем (до конца сезона планировали выпустить еще две премьеры, должны девять премьер в этом сезоне), но ... Сейчас все онлайн. Мы уже всеми мыслями и усилиями в следующем сезоне. Читаем, ищем новые тексты, ведем переговоры с режиссерами и международными культурными институтами. Переносим запланированы гастроли. Должны были весной лететь в Краков и Берлин. Ну, ничего, позже значит — согласовываем новые даты.

Каким образом сейчас происходит общение с аудиторией?

Как и у всех — онлайн. Фейсбук, Инстаграм. Каждый день. Мы тут на днях создали прецедент среди украинских театров. Видео, в котором актер Сергей Коршиков создает блокнот с логотипом театра, получило приблизительный охват более 2 300 000 зрителей. 790 тысяч просмотров. Ничего так для украинского театра. А видео, в котором актер Андрей Исаенко читает фрагмент из спектакля главного режиссера театра Тамары Труновой «Вечер с хорошенькой и одинокой», имеет более 130 тысяч просмотров и охват почти 260 тысяч.

Еще мы создали «Анкету зрителя» — используем это время, чтобы понять все о нашем зрителе, услышать его, сделать определенные выводы и стать лучше.

А пока делаем приятности для зрителя во время карантина. На следующей неделе среди подписчиков нашей страницы в ФБ разыграем кошелек с логотипом театра, который создал своими руками актер Сергей Коршиков.

Каким образом пандемия повлияет на театральную культуру в будущем?

У нас никак не повлияет, потому что понятие украинская театральная культура у нас отсутствует. Точнее, каждый работает, как хочет, и никакого сотрудничества, совместного созидания у нас нет. Уже существуют исключения, это радует, но пока на общий процесс они не влияют.

Театр онлайн — быть или не быть?

Театр надо смотреть вживую. Всегда. Онлайн — временная необходимость.



ОКСАНА ПУРИК
руководительница PR-отдела Киевского национального академического Молодого театра:


Как театр адаптировался к карантинному режиму?

В первые дни введения карантина было очень трудно... Как и все, мы не знали, на какой срок эти ограничения, на какие даты переносить представления. Было множество вопросов от зрителей по обмену билетов. Сотни звонков, писем и сообщений. Мы помогали разобраться в телефонном режиме, присылали инструкции на имейл. Сейчас есть репертуар на май, мы готовы начать работать, восстановить репетиции. По премьерам пока точно неизвестно, что успеем показать в конце сезона, а что будет перенесено на следующий сезон.

Каким образом пандемия повлияет на театральную культуру в будущем? Театр онлайн — быть или не быть?

Мы ждем зрителей, уверены и знаем, что все они к нам вернутся. Ведь до сих пор получаем слова поддержки! Некоторые даже просят о том, чтобы театр не шел на летние каникулы, потому что у людей есть потребность вернуться в зрительные залы. И сколько бы ни показывали сейчас спектаклей онлайн, мы считаем, что они никогда не заменят живого общения. Да, иногда онлайн-спектакли нужны, и тогда это должно быть высокое качество записи спектакля, обязательно необходимо придерживаться авторских прав ... Сейчас мы не поддерживаем показ спектаклей онлайн.

Национальная опера Украины

Во время карантина Национальная опера Украины начала новый проект под названием #театрвдома. Его участниками стали артисты театра.

«Он о том, как «держаться в форме» и не терять самообладание в сложные времена. Быть ответственным перед обществом. С надеждой смотреть в будущее. Заботиться о родных. Вспомнить о чувстве юмора. Открыть в самом себе новые способности и таланты, и вообще — учиться использовать неожиданное количество свободного времени с удовольствием и пользой»,
объясняют на сайте театра.

Искать публикации проекта нужно по хэштегу #театрвдома на официальной странице театра в сети Facebook.

К тому же при поддержке Министерства культуры и информационной политики, посольства Италии и Итальянского института культуры в Украине Нацопера запустила онлайн-проект в поддержку Италии #КультураНеЗупиняється.

Его суть: еженедельно в течение месяца представлять видео, созданное с использованием записей на смартфоны, сделанных артистами Национальной оперы Украины. Первой ласточкой стал музыкальное произведение-символ национальной истории и художественного наследия Италии хор «Va, pensiero» из оперы «Набукко» Джузеппе Верди.



КСЕНИЯ РОМАШЕНКО
художественная руководительница театра «Золотые Ворота»:


Как театр адаптировался к карантинному режиму?

На самом деле адаптация театра продолжается до сих пор. Во всех своих действиях, внедренных сразу после объявления национального карантина, театр «Золотые ворота» поставил своим приоритетом интересы людей (зрителей и коллектива): всех проинформировали, составили список возможных дат переноса спектаклей, каждый день получаем информацию от сотрудников по их состоянию здоровья, общаемся с нашими международными партнерами, чтобы скорректировать наши графики и все-таки реализовать все запланированные проекты, но уже после карантина.

Как сейчас происходит общение с аудиторией?

Важная функция театра сегодня — поддерживать психологическое и моральное состояние людей. «Золотые ворота» всегда создавали много разного медиа-контента, и сложившаяся ситуация побудила нас к еще большей активности в этом направлении.

Сейчас есть два активных проекта в различных социальных сетях. На Facebook мы регулярно выпускаем видео «Золоті на зв’язку». Наши актеры сами записывают короткие ролики о том, чем они занимаются на карантине, советуют, какие фильмы посмотреть, какие книги почитать и чем себя занять во время самоизоляции. В Instagram мы ведем серию прямых эфиров «#золоті_в_ефірі». Прямая трансляция дает возможность более активно взаимодействовать со зрителем и общаться напрямую. Каждый эфир совершенно разный, и форматы варьируются в зависимости от того, кто из актеров его ведет.

Сейчас мы работаем над другими возможными форматами общения с аудиторией и ищем возможности создавать широкий контент в этих непростых для всех условиях.

Каким образом пандемия повлияет на театральную культуру в будущем?

Последствия пандемии еще не известны, но это точно будет серьезный кризисный момент для всех секторов культуры. Но, наверное, родятся и новые проекты на эту тему. Театр «Золотые ворота» всегда активно включен в социальную жизнь общества, поэтому последствия пандемии будут так или иначе проявляться в наших будущих проектах.

Социальные последствия будут понятны тоже постепенно. Многие люди уже потеряли работу, кто-то находится на грани, и театр не может стоять в стороне и не замечать этого. Такая ситуация точно повлияет на «Золотые ворота» и те театры, которые всегда держали руку на пульсе, были в диалоге и не делали вид, что мы живем в 80-х годах. А для тех, кто жил «прошлым», вряд ли что-то изменится. Для таких театров финансовый аспект всегда был на первом месте. А это значит, что появится еще больше некачественного культурного продукта, нацеленного не на формирование культуры или проработку травм, а на банальное — «хлеба и зрелищ».

То, что финансово это будет трудно — ни для кого не секрет, могут быть и сокращения, и снижение количества проектов, в том числе международных. Но это надо пережить и двигаться дальше, осознавая, что произошло, какие последствия и как с этим жить.

Театр онлайн — быть или не быть?

Театр может быть каким угодно. Но без атмосферы и зрителя — это совсем другой вид искусства. Может прозвучать пафосно, но могу себе позволить, потому что люблю театр. Театр — это неповторимость момента, контакт и диалог со зрителем именно в это мгновение.

Конечно, могут быть разные проекты онлайн, но спектакль онлайн — уже совсем другое, особенно в наше время, когда технологии все больше и больше отдаляют людей друг от друга. Фактор присутствия и живого общения необходим нам для развития и роста личности.


 

ДМИТРИЙ ВЕСЕЛЬСКИЙ,
директор-художественный руководитель Малого театра:


Как театр адаптировался к карантинному режиму? Театр онлайн — быть или не быть?

Театр априори оффлайн. Для театра онлайн, пожалуй, стоит придумать какое-то отдельное слово. Театр это, в первую очередь, не о сюжете, а о совместном переживании здесь и сейчас. Для этого актеру и зрителю необходимо находиться в одном пространстве. Именно поэтому адаптироваться к карантину театру очень сложно. Конечно, мы работаем. Решаем административные вопросы, занимаемся планированием, даже репетируем в zoom-конференциях. То, что называется «собираем камни». Мы стараемся быть более активными в наших социальных сетях, чтобы не потерять связь со зрителями и вместе настраиваться на позитивный лад ... Но все это не театр. А вот на что мы надеемся, так это на то, что сейчас, во время вынужденной остановки, все смогут набраться достаточно сил, вдохновения и идей, а еще хорошенько соскучиться друг за другом и за любимым делом, чтобы после изоляции создавать прекрасное и необходимое с двойным рвением.

Напомним, что мы уже рассказывали о том, как адаптировались к карантину владельцы столичных заведений Hum-Hum, Tiger Kyiv и Veterano Brownie

Отзывы Отзывы про организатора 0

Оставьте свой отзыв