Не квест и не экскурсия: как Kyivmaps стал участником спектакля-променада
На фото Полина Бараниченко (фото здесь и далее: пресс-служба uzahvati)
«Спектакль-променад — это как? Это что-то вроде квеста? Или, может, экскурсия?». Примерно такие мысли одолевали нас по дороге к команде uzahvati. Ах да, еще было предположение, что нам выдадут наушники с аудиокнигой и предложат включить фантазию. Но и тут мы ошиблись. Наверное, пытаясь подогнать незнакомый ранее формат иммерсивного спектакля под привычные понятия “квест” и “экскурсия”, мы хотели удержаться в зоне безопасности. Ведь все незнакомое – пугает.
«Спектакль-променад — это как? Это что-то вроде квеста? Или, может, экскурсия?». Примерно такие мысли одолевали нас по дороге к команде uzahvati. Ах да, еще было предположение, что нам выдадут наушники с аудиокнигой и предложат включить фантазию. Но и тут мы ошиблись. Наверное, пытаясь подогнать незнакомый ранее формат иммерсивного спектакля под привычные понятия «квест» и «экскурсия», мы хотели удержаться в зоне безопасности. Ведь все незнакомое – пугает.
Но посетив спектакль-променад «THE TIME» (Время), мы точно знаем: бояться нечего. Нужно идти.
Спектакль-променад как формат или жанр появился в Украине всего лишь 4 года назад. Он является иммерсивным, то есть предполагает полное погружение в сюжет. Здесь нет зрителей, но есть соавторы. Здесь нет сцены в классическом понимании, нет удобных кресел и очереди в буфет. Но есть нечто более ценное – возможность стать активным участником событий, которые происходят с вами, вокруг вас и в вашем сознании.
К слову, местом начала спектакля был Пешеходный мост через Днепр. Интересное место для театрального представления, правда? И да, вам не показалось, здесь, на мосту к Трухановому острову все только начинается. Каждому из 33 участников выдают наушники и поясную сумку с несколькими предметами, которыми нужно будет воспользоваться в ходе спектакля. Вы можете прийти сами или с компанией – это неважно.
Спектакль начался неожиданно: просто в какой-то момент в наушниках появился Голос. Он сопровождал нас все 90 минут спектакля-променада. За это время мы успели стать секундной стрелкой огромных часов, прочесть воображаемую книгу в метро, написать письмо самому себе. Через полтора часа мы оказались в совершенно другом месте с совершенно другими мыслями.
Не подумайте, что «THE TIME» (Время) – это поток сознания без сюжета. Здесь есть Герой со своими мыслями и переживаниями. Но его история – это только нить, которая помогает вам пройти сквозь перфоманс. Все самое важное происходит с вами, о вас и внутри вас.
Еще один важный участник спектакля-променада – Киев. Он по сути является соавтором, наравне с Голосом создает сюжет. Его площади, улицы, муралы, дворики, магазины и даже светофоры – все это является важной частью спектакля.
Мы побоялись, что наше субъективное восприятие перфоманса не сможет точно отобразить суть иммерсивного спектакля, поэтому пообщались с его режиссером Полиной Бараниченко.
На фото Полина Бараниченко
4 года назад команда uzahvati была первооткрывателем формата спектакля-променада для украинцев. Все новое в устоявшемся виде искусства часто воспринимается со скрипом. За это время формат стал привычным для киевлян?
Мы до сих пор объясняем людям, что такое спектакль-променад. Нашей команде, как и спектаклю «THE TIME» (Время), 4 года. И по-прежнему нам часто приходится объяснять, что же мы делаем. «
Точно ли это театр?», «
А это не квест?», «
Так это что-то вроде экскурсии?», – эти вопросы часто звучат. Процесс становления не закончился. Думаю, еще несколько лет он будет продолжаться.
Почему так происходит? Во-первых, в Украине только мы реализуем подобный формат. Во-вторых, наш зритель не настолько открыт и готов к новому, как европейский. Все, что не на сцене, вызывает большие вопросы. Да, это новый опыт. Просто будьте готовы к столкновению с ним. Хочется, чтобы зритель шел на этот творческий эксперимент с открытым сердцем.
Кто ваш зритель или языком маркетинга “целевая аудитория”? Каким он должен быть?
Безусловно, зритель должен быть сознательно готов ко встрече с новым форматом спектакля. Мне кажется, что люди, которые и в повседневной жизни ищут что-то новое внутри себя, склонны к самопознанию, легче воспринимают и творческие эксперименты.
Ну а что касается возраста, изначально мы предполагали, что будут приходить молодые люди 25-35 лет. Но потом увидели, что нас посещают и люди в возрасте. Обычно им билеты дарят дети.
Спектакль-променад «THE TIME»
Что должен получить или понять человек, который пришел на спектакль «THE TIME» (Время)?
Я бы хотела, чтобы спектакль стал поводом для встречи с собой. «THE TIME» (Время) – это не объект для исследования зрителем. Наоборот, это инструмент, который позволяет заглянуть в себя, перейти от рационального мышления к эмоциональному, погрузиться в этот конкретный момент. Хочется, чтобы человек пробудил свою внутреннюю живость и сделал внутри себя какое-то маленькое открытие. Спектакль нажимает «
кнопку» внутри, которая позволяет найти инсайты. «THE TIME» (Время) – это экспозиция в жизнь после спектакля. Если вы проживете или осознаете что-то важное во время променада, это будет самое ценное. Маленькие индивидуальные открытия каждого человека, которые опираются на драматургию спектакля, но не считываются с неё напрямую.
Я призываю гостей к соавторству, чтобы они были свободны считывать и трактовать «THE TIME» (Время).
Изменилось ли отношение людей ко времени во время карантина?
Команда uzahvati период карантина для себя назвала
«жизнь вне времени». Мы все оказались в некоем вакууме, без планов, целей, графиков и дедлайнов. Этот период дал ощущение того, о чем говорится в спектакле: «
Время – это вы». Если вы ощущаете себя гармонично здесь и сейчас, то все, что происходит вокруг, является для вас комфортным. А если вы привыкли находить смыслы в бесконечном движении, то такие паузы даются тяжело.
Конечно, ощущения спектакля «THE TIME» (Время) сразу после карантина особенно ценны, потому что можно какие-то вещи считать сквозь этот опыт. Я и сама в новом сезоне поучаствовала в спектакле и посмотрела на него с совершенно другой стороны, хотя сама же его и создавала. И подумала, что зритель ощутит что-то подобное.
То есть в разные моменты жизни «THE TIME» (Время) открывается по-новому?
Однозначно. Очень многие зрители ходят к нам несколько раз. Есть люди, которые приходили и 4, и 6 раз. Обычно сначала они приходят сами, а потом уже приводят друзей, семью. И каждый раз получают новый опыт. Я замечаю такую особенность: из-за того, что город является полноценным соавтором, вы не зацикливаетесь на линии героя, а сосредотачиваетесь на себе. Линия героя просто легонько провожает сквозь спектакль.
Мы старались не связывать зрителя сюжетом. Формат достаточно гибкий. Сам город динамичен, тут важно всё: какая погода, какие люди в группе и т.д. Очень важно, с какими мыслями вы приходите на спектакль, ведь тема времени очень ситуативна. Круто, когда в один период жизни вы считываете её через спешку, в другой – через прошлое, настоящее и будущее.
Команда uzahvati и спектакль «THE TIME» (Время) – это исключительно киевская история, или у вас бывают гастроли?
У нас не бывает гастролей, но мы с радостью ставим спектакли в других городах и других странах. Прошлым летом мы презентовали «THE TIME» (Время) в Загребе на хорватском и английском языках. Та же история времени, только в условиях нового маршрута и с новыми эпизодами, которые продиктовал нам Загреб. Это был потрясающий опыт. Еще один спектакль «Диалоги», который мы ставим в Национальной библиотеке имени Ярослава Мудрого, был показан в Одесской научной библиотеке. Но и здесь были не гастроли, а адаптация под новую локацию. То есть у нас есть опыт соавторства с творческими командами. Да, наши спектакли привязаны к локациям, но не привязаны к историческому аспекту города, к индивидуальным особенностями. Променад может путешествовать по всей Украине. Но это длительный, сложный и недешевый процесс.
И конечно же Полина Бараниченко приглашает всех читателей Kyivmaps посетить иммерсивные спектакли команды uzahvati.
Мне бы очень хотелось пригласить к нам всех жителей Киева и Украины, всех, кто находится в поиске и живет с внутренними вопросами, кто хочет открыть что-то новое в самопознании. Посещение иммерсивного спектакля может стать очень удачным и в тоже время приятным катализатором внутренних процессов, которые в человеке уже идут, но благодаря спектаклю они могут активизироваться или обрести новый ракурс. Мне очень радостно, что наши спектакли для зрителя становятся событием. Они делятся с нами, что спектакль стал для них чем-то значимым, к чему они мысленно возвращаются. То есть это что-то большее, чем искусство. Это не про «посмотреть», это про «прожить». Если вы хотите прожить какую-то новую историю, свою, не нашу – приходите на спектакль, включайте чувства и постарайтесь погрузиться в себя, город и обстоятельства.
Спектакль-променад «THE TIME»
Советы от команды Kyivmaps:
- спектакль-променад предполагает движение, поэтому наденьте свою самую удобную обувь;
- не опаздывайте, ведь перед началом спектакля вам нужно получить наушники и другой реквизит;
- чем меньше вещей – тем комфортнее, особенно в непогоду;
- в случае дождя вам выдадут дождевики, но под ливнем все же комфортнее гулять с зонтиком;
- спектакль может происходить и на английском языке. Так что если вы изучаете этот язык – отличная возможность попрактиковаться;
- станьте соавтором «Времени».
С детьми | На улице | Культура | Искусство | Театр