Через актерство и преподавание в театре-студии «Черный Квадрат» к собственной Школе Импровизации и двум шоу. Юрий Кляцкин об уходе из «Черного Квадрата», столичных театрах, миссии педагога, Ошо и своих учителях.
Единственный театр, поразивший меня в своё время, это Театр на Подоле. Не знаю, что с ним сейчас. Ходил, когда он ещё не был отреставрирован. Тогда там меня не просто поразили — я увидел нечто невероятное. Это был спектакль «Откуда берутся дети» и это просто сумасшедшая вещь.
В 90-х я пересмотрел все репертуары всех киевских театров, включая Театр оперетты. Ходил на спектакли каждый день, потому что мама работала в билетной кассе. Моим тогдашним кумиром был Театр Браво. Все, что я там видел, было нереальным. Жаль, через 10 лет я попал на их спектакль и просто не мог поверить: на сцене зомби, просто мертвые люди, ужасно уставшие от всех ролей. И дальше все: Театр Леси Украинки, Театр Франка, Театр на Левом берегу... У меня было время, и я упорно пытался найти в Киеве хоть что-то светлое, но, к сожалению, света в конце тоннеля не было.
Это театр-жвачка, театр-Макдональдс, театр для всех. ЧК не ориентирован на высокую публику. Он живет по заветам Станиславского. Минимум декораций — это же всё Станиславский.
В чем проблема классических театров? Они выносят режиссерские решения, декорации, костюмы, грим на первый план. А на втором плане — актеры, которые всё это отыгрывают. У Станиславского всегда на первом плане был актер, остальное — вторично. В «Черном Квадрате» любой человек с улицы придет, сядет и увидит на сцене себя, своего друга, знакомую ситуацию.
Посмотрите любой спектакль 50-х годов – это будет скучная бредятина. Потому что время было другое. Сегодня, в цифровую эпоху неинтересен театр таким, каким он был там 20-30 лет назад. Выигрывает тот театр, который меняется.
Зрители не будут ходить на Чехова. Они придут только на современную драматургию, в которой увидят себя. В «Черном Квадрате» все спектакли придуманы актерами. Классических – вообще нет. Есть «Мужской род – единственное число» по французской пьесе, и то он настолько адаптирован актерами «Черного Квадрата», что там от оригинала осталась только канва.
Секрет «Черного Квадрата» в том, что он для всех. Придя на любой спектакль, ты получишь то, к чему привык. В любом театре есть режиссеры, на которых ходят зрители. «Черный Квадрат» – театр, в котором такого нет. Ты приходишь туда – получаешь одинаковый результат.
«Черный Квадрат», гастролирующий по всем городам Украины, это и есть та самая жвачка. Например, «До и после секса». Чисто коммерческое продаваемое название.
Зачем это делается? Чтобы пошли простые люди. Они не получат на сцене голые сиськи и попы, в «Черном Квадрате» не увидишь ни одного обнаженного тела, хотя спектакли называются «До и после секса» и так далее.
Лев Толстой сказал: настоящая мудрость приходит тогда, когда желание познать игру выше, чем желание играть в нее. Чтобы донести что-то другим людям, ты обязан разобраться, познать и понять, как донести это правильно. Мне всегда было интересно разбираться в природе вещей, и педагогика для меня – отличный способ этого достичь.
Было время, когда с помощью педагогики я доказывал, что я могу. «Черный Квадрат» – это очень сложная структура, в которой ты выживешь только, если будешь всем доказывать, что ты не тварь дрожащая, а достойный. Все актеры «Черного квадрата» – это люди, выжившие в жесткой борьбе.
Обычно в театре, как в армии, есть выслуга лет. В «Черном Квадрате» такого нет. Там другая система, так как есть главный человек.
Любой театр, любая структура – это отражение лидера, в данном случае — Анатолия Николаевича Неёлова. Это его школа и она работает.
Я ушел из «Черного Квадрата», потому что понял, что у меня другая система. Я не вижу смысла больше сражаться, ничего никому доказывать, жить в постоянном сопротивлении.
Театр – единственный вид искусства, который живет в современности, в реальном времени. Как только ты теряешь ценность в реальном времени, ты — прошлое. Придет более талантливый и пробивной человек – и ты уже история. Поэтому в театрах постоянные интриги, нужно бороться за место под солнцем.
Я понял, что есть другая жизнь — жизнь в потоке, любви, принятии, гармонии и творчестве, и решил, что мне пора уходить из «Черного Квадрата». Раньше он был полностью моей жизнью, центром моей Вселенной. А потом у меня появились новые учителя, другие пути. Я узнал, что мир намного больше, чем четыре угла черного цвета. Когда мне это открылось, я посмотрел и подумал: «Спасибо, это был отличный этап». Как на ринге в бойцовском клубе, я окреп, набрался шрамов и опыта.
Пришло время уходить из профессионального бокса. Я перестаю сражаться. Я начинаю познавать ушу, а не бокс.
У меня начался совершенно новый этап в жизни, когда я познакомился с прямыми учениками Ошо. Эти люди жили с ним, когда он еще не был известным. Учение Ошо — не религия, это — энергия.
Когда умирал, он сказал:
«Я не умираю, я растворяюсь в своих людях».
И это правда.
Главное — энергия любви, а любовь не имеет ничего общего с борьбой и страхом.
Было время, когда я забыл, что такое любовь. «Черный Квадрат» был моей жизнью, и борьба стала ежедневной нормой. Я считал, что это любовь, ведь любил то, чем занимался, но чувствовал, что стал закрытым и уставшим. Одно время я даже потерялся в этой борьбе, забыл, кто я на самом деле. Оделся в броню и перестал испускать внутренний свет, который у меня был и есть. И когда этот свет рванул — вариантов оставаться прежним уже не было. Я сбросил броню и пошел по пути любви, принятия.
Сейчас я четко вижу, как этот путь трансформирует людей — раскрывает, освобождает и делает счастливыми!
Читать больше