KyivMusicFilm: история мировой культуры на большом экране
Они открыли киевлянам (и не только им) мир документального кино о культуре. Создают тематические кинофестивали.
Они открыли киевлянам (и не только им) мир документального кино о культуре. Создают тематические кинофестивали. Показывают фильмы о художнике бунтаре Тинторетто, панк-диве из мира моды Вивьен Вествуд, мечтателях Йоко Оно и Джоне Ленноне и легендарном джазовом лейбле Blue Note. Открывают для нас оперу, балет, музейные выставки, масштабные концерты и аниме на большом экране.
Речь о ребятах из проекта KyivMusicFilm Кирилле Марикуце и Алике Харченко, поговорить с которыми нам удалось на днях. Тем более что мы уже давно с ними дружим и сотрудничаем.
Как появился KyivMusicFilm?
Изначально KyivMusicFilm задумывался, как фестиваль о музыке и культуре — почти таким, каким получился «Intro», но большего масштаба. Однако финансово задумку мы не потянули — бюджет проекта вышел огромным. Тогда и решили трансформировать KyivMusicFilm в проект, который покажет эти же фильмы, но не в рамках одного большого события, а отдельными показами.
С тех пор мы экспериментировали с разными жанрами — привозили и документальные фильмы о музыке, в которые были влюблены изначально, и ленты об искусстве и киноконцерты. Позже добавили показы оперы и балета в кино, теперь появилась отдельная серия о моде и аниме, а в марте мы выпустим в прокат наш второй игровой фильм — «Красивый мальчик» с Тимоти Шаламе.
Впрочем, от идеи сделать собственный фестиваль мы не отказались. В ноябре 2018-го состоялся наш первый фест «Intro», где было показано шесть фильмов о музыке и культуре. В будущем планируем его только расширять — и по количеству фильмов, и по направлению событий.
Каким образом вообще происходит отбор фильмов для показов?
Мы следим за всем, что выходит в мире, ездим на фестивали отсматривать новинки. Обычно есть лонг-лист, который мы и обсуждаем с коллегами, но все очень индивидуально, какой-то одной общей схемы нет.
Дружите ли с зарубежными фестивалями?
Конечно! Это всегда очень милые люди. Регулярно ездим отсматривать новые фильмы на кинофестивали. Учитывая, что мы организовываем ещё и фестиваль короткометражных фильмов (KISFF), наша дружба перетекает в сотрудничество — например, в этом году на KISFF мы представим программу Берлинале.
Как смотрит публика вне Киева? Популярны ли в других городах фильмы о культуре/фильмы-концерты и где самые большие сборы?
Наши основные города — Киев, Львов, Одесса, Харьков и Сумы. Они показывают довольно хорошие результаты, здесь часто бывают солд-ауты. Конечно, больше всего собирает Киев, это не удивительно.
Мы бы очень хотели показывать наши фильмы в большем количестве городов, ведь сами выросли в небольших городах и знаем, как важно продвигать культурный продукт там, где его значительно меньше. Но это не всегда возможно. В любом случае стараемся постоянно расширять нашу географию. Например, «Унесенных призраками» удалось показать уже в одинадцати городах.
Что такое для вас хорошее документальное кино о музыке?
Возможно, ответ будет немного банальным, но мы смотрим сразу на несколько показателей: это и важность истории или культурного феномена, и кинематографическое качество фильма, и как история была передана в фильме, и многое другое. Но общее у всех фильмов только то, что они нравятся нам.
Наверное, единого универсального рецепта, как отличить хороший документальный фильм о музыке от плохого, просто не существует.
Почему решили показать на большом экране аниме?
KyivMusicFilm любит экспериментировать и привозить то, что раньше не было представлено в нашей стране. Нам важно развивать нишу альтернативного кино в Украине. Так появились киноконцерты, лондонская опера и балет, такой же путь был и у аниме.
Какие фильмы планируете показать в будущем? Какие особенно хочется показать?
Сейчас мы активно расширяем количество направлений — появилась и классика аниме, и художественный фильм. Например, в марте будет «Навсикая из долины ветров» Миядзаки, «Красивый мальчик» с Тимоти Шаламе, опера «Травиата» и фильм про Тинторетто. С тех пор, как мы решили, что не будем ограничивать себя жанрами — ни разу не пожалели. Такая гибкость позволяет экспериментировать и показывать то, что, возможно, не впишется в программу других дистрибьюторов и фестивалей.
Мы очень рады, что вокруг KyivMusicFilm формируется крутое сообщество, которое готово на эксперименты вместе с нами и доверяет нашему вкусу. Что касается музыки — тут мы готовим несколько очень интересных релизов на 2019-й и второй фестиваль кино о музыке и культуре «Intro».
Расскажи, как началось сотрудничество с Культурным центром «Кинотеатр «Киев»»? Как обстоят дела сейчас?
Кинотеатр «Киев» всегда был одним из наших любимых кинотеатров, мы очень хотели показывать наши фильмы именно там. Конечно, ушло некоторое время на то, чтобы убедить руководство, что наши фильмы конкурентоспособны, но с тех пор о сотрудничестве не пожалел никто.
Сейчас мы продолжаем показывать там фильмы, а вот что будет дальше — неизвестно. В любом случае, очень болеем за нынешних руководителей кинотеатра и благодарны им за ту работу, которую они делают.
Есть ли в Украине люди с амбициями снимать документальное кино о музыке/о культуре?
Определенно есть, хотя и немного. Например, около года назад мы выпускали в прокат фильм про группу «Димна Суміш», созданный PRYVIT production. От этой работы остались в восторге несколько тысяч зрителей, и мы были очень рады возможности представить украинский фильм на большом экране.
Возможно, ближе к осени, выпустим еще одну картину украинского производства, которую пока не можем анонсировать. KyivMusicFilm всегда готов поддерживать достойное украинское кино о музыке и культуре.